Сведения об образовательной организации
Главная > Об университете > Структура > Учебно-методическая часть

Учебная часть возникла одновременно с созданием института. 13 июля 1930 г. Совет народных комиссаров и Центральный исполнительный комитет партии СССР приняли решение об организации в г.Уфе сельскохозяйственного института. Вся организаторская работа по созданию института легла на плечи директора Асадуллина Габдрахмана Гиниатулловича, заведующего учебной частью Кальметьева Хафиза Салиховича (так тогда называлась должность проректора по учебной работе) и преподавателя Усманова Юсуфа Абдрахмановича. Под руководством заведующего учебной частью Кальметьева Х.С. формировалась структура института, штаты, приобреталось лабораторное оборудование, книги, принимались учебные планы и программы. 1 октября 1930 г. к учебным занятиям приступили 99 первых студентов.

Осенью 1935 г. в первый 5-ти летний юбилей вышло специальное Постановление Башкирского правительства, где за активную организацию учебного процесса с 1931 г. по 1935 г. был награжден грамотой Башкирского ЦИК и ценным подарком заведующий учебной частью Миркин М.Е.

В 30-50 годы прошлого столетия учебная часть занималась учебной, методической и научной деятельностью института под руководством заместителя директора института по учебной и научной работе и состояла из диспетчера и статистика.

В процессе развития института и увеличения объемов работы остро встал вопрос о создании учебной части, как отдельного структурного подразделения. В январе 1950 г. заместитель директора института по учебной и научной работе Родигин М.Н. поставил вопрос перед директором института Смородиным Т.С. о создании учебной части, как отдельного подразделения с утверждением в штате должности заведующего учебной частью и секретаря, в противном случае попросил освободить его от занимаемой должности. Так как штаты сельскохозяйственных институтов утверждали в то время в Главном управлении сельхозвузов МВО СССР в г.Москве в начале учебного года, его просьбу оставили без ответа. Однако 31 июля 1950 г. проф. Родигин М.Н. вновь обратился с подобной просьбой к директору института, отмечая в своей служебной записке: 

На Ваше предложение о продолжении работать в должности Заместителя директора по учебной и научной работе сообщаю:
     1. Руководство учебной, методической и научно-исследовательской деятельностью кафедр возложено на меня. Помощников по этой работе я не имею. Деканы факультетов в работе учебной части помогают недостаточно. В виду низких ставок я не имею возможности иметь при учебной части подходящий штат канцелярских работников. Такое положение заставляет уделять работе учебной части института 8-10 часов рабочего времени: пишу всевозможные отчеты /о деятельности института, научно-исследовательской работе, оказанию помощи с/х.производству и т.д./, составляю сводки, корректирую и исправляю рабочие планы, графики, отвечаю на различные письма, составляю приказы и т.д. Таким образом, вместо действительного руководства учебной, методической и научной деятельностью вуза исполняю обязанности канцелярского работника. Такое «руководство» со стороны Зам.директора приводит к снижению качества учебной и методической работой института, что убедительно подтверждается фактами, приведенными в отчетах председателей ГЭК. …………….. Состояние здоровья не позволяет больше продолжать мне административную работу при тех непосильных для меня условиях, которые создавались в институте. Ввиду всего изложенного, с января 1950 года я ходатайствую об освобождении меня от работы Зам.директора по учебной и научной работе.
     2. Однако, принимая во внимание Ваше намерение изменить условия работы для Зам.директора я согласен продолжать работу в указанной должности при следующих условиях:
     - С I/ IX -1950 г. установить должность Зав.учебной частью и назначить на эту работу достойного кандидата.
    - С I/ IX -1950 г. секретарем учебной части назначить лицо, способное справиться с этой работой. Для этой цели мог бы предложить назначить, в крайнем случае, Чиркову О.А………………»

Данное условие было выполнено наполовину, т.е. введена должность секретаря учебной части. Таким образом, первым секретарем учебной части была назначена 16.09.1950 г. Чиркова Ольга Александровна (трудовую деятельность в нашем университете начала с 10 декабря 1946 г. секретарем курсов директоров МТС).

В начале 1950-51 учебного года проверкой хода учебных занятий было выявлено большое количество пропусков учебных занятий студентами без уважительной причины. 27.09.1950 г. был издан Приказ № 305, в котором отмечалось « что контроль за проведением лекций, лабораторных и практических занятий со стороны зав.кафедрами и деканов факультетов проводится совершенно недостаточно, учет посещаемости занятий студентами поставлен плохо», в связи с чем директор принял решение о создании учебной части для выправления ситуации.

Учебная часть была создана в 1952 г. со штатом из четырех человек: заведующего учебной частью Борисовой З.Г., диспетчера Плотниковой Е.И., статистика Чирковой О.А. и секретаря Марковой Э.П.

В связи с переходом университета на многоуровневую подготовку специалистов, с открытием новых специальностей, организацией новых факультетов и кафедр учебная часть 5 марта 1996 г. приказом ректора № 137 была реорганизована в учебно-методическое управление. В целях оптимизации штатов учебно-методическое управление 28 ноября 2008 г. приказом ректора № 1110е/1-К переименовано в учебно-методическую часть.


Борисова З.Г.

Кашанова И.Ш.

Нигматуллин Н.Г.

Авзалов Р.Х.

Кунафин А.Ф.

Хасанов Э.Р.

Исламгулов Д.Р.

Огромную роль в становлении и развитии учебного процесса сыграли, прежде всего, заведующие учебной частью: Борисова З.Г. (1952-1964), Егорова В.И. (1964-1974), Хабиров А. (1974-1975), Гарбер Ш.С. (1975-1978), Ильгамов Р.М. (1979-1980), Кашанова И.Ш. (1980-1992), Нигматуллин Н.Г. (1992-1995), Авзалов Р.Х. (1995), Кунафин А.Ф. (1995-2002), Хасанов Э.Р. (2002-2011), Ислмагулов Д.Р. (2011-2018). В настоящее время возглавляет учебно-методическую часть Туктаров М.Ф.

Цель и задачи учебно-методической части

Учебно-методическая часть  университета является структурным подразделением, функционирующим в соответствии с Уставом университета, и организует свою работу на основании положений, приказов и инструктивных писем Министерства образования и науки Российской Федерации, Департамента научно-технической политики и образования МСХ РФ,  ректората  университета  и Положения об УМЧ.

Основная цель учебно-методической части - повышение качества  подготовки  высококвалифицированных  специалистов  путем непрерывного совершенствования научной организации и  управления учебным процессом на всех его стадиях.

Задачами учебно-методической части являются:

Структура учебно-методической части

Учебно-методическая часть оперативно подчиняется проректору по учебной работе и работает в тесном контакте со всеми подразделениями университета. Непосредственное руководство осуществляет заведующий учебно-методической частью.
Учебно-методическая часть состоит из следующих подразделений: учебный отдел; отдел лицензирования, аккредитации и качества образования, отдел профориентационной работы, организация практик и трудоустройства.

Заведующий учебным отделом координирует работу: