Сведения об образовательной организации
Главная > Образование > Факультеты > Механический факультет > Кафедра автомобили и машинно-тракторные комплексы > Подготовка научно-педагогических кадров

ДОКТОРСКИЕ ДИССЕРТАЦИИ

1.БАШИРОВ Радик Минниханович

Тема диссертации: Исследование аккумуляторных топливоподающих систем, как фактора дальнейшего повышения технико-экономических показателей дизелей
Специальность: 05.04.02 — Тепловые двигатели
Дата и место защиты диссертации:  1982 год, Московский автомобильно-дорожный институт
 
Цель работы:
Научную новизну представляют:
Практическая ценность. По результатам исследований разработан ряд насосов обычной подачи с плунжерными и бесплунжерными аккумуляторами, рядные и роторные аккумуляторные насосы двойной подачи, автоматический обогатитель топливоподачи, подкачивающий насос с кольцевыми клапанами, насос с всережимным гидравлическим регулятором, варианты нагнетательного и всасывающего клапанов кольцевого типа, демпфирующие устройства на линиях высокого и низкого давлений для насосов с плунжерными аккумуляторами, схема отсечки подачи взводящего плунжера, капроновое поршневое кольцо для насосов с плунжерными аккумуляторами, способ коррекции впрыска в двигателях внутреннего сгорания и др.
 
 
2.ГАБИТОВ Ильдар Исмагилович
 
Тема диссертации: Улучшение эксплуатационных показателей топливной аппаратуры сельскохозяйственных дизелей  путем научного обоснования  и реализации в ремонтном производстве технологических процессов, методов и средств диагностирования
Специальность: 05.20.03-технологии и средства техничес­кого обслуживания в сельском хозяйстве
Научные консультанты: доктор технических  наук, профессор Николаенко Анатолий Владимирович
доктор технических наук, профессор Баширов Радик Минниханович
Дата и место защиты диссертации:  29 мая 2001 г., Санкт-Петербургский государственный аграрный университет
 
Цель работы: улучшение эксплуатационных показателей современной и перспективной топливной аппаратуры сельскохозяйственных дизелей путем научного обоснования и реализации в ремонтном производстве технологических процессов, методов и средств диагностирования.
 
Научная новизна диссертации заключается в комплексном исследовании факторов, определяющих качество работы ТА дизелей сельскохозяйственного назначения в эксплуатации, в установлении взаимосвязи между ними, получении моделей, описывающих эти зависимости, анализе и обобщении теоретических положений и закономерностей, в результате которых:
Практическую  ценность   работы представляют:
 
3. ГАБДРАФИКОВ Фаниль Закариевич 
Тема диссертации: Повышение эксплуатационных показателей машинно-трак­­тор­ных агрегатов посредством разработки технологических приемов улучшения равномерности топливоподачи в их дизелях
Специальность: 05.20.03-технологии и средства технического обслуживания в сельском хозяйстве
Научный консультант: доктор технических наук, профессор Баширов Радик Минниханович
Дата и место защиты диссертации:  26 ноября 2004 г. , Санкт-Петербургский государственный аграрный университет
 
Цель работы: повышение эксплуатационных показателей машинно-тракторных агрегатов в режимах частичных нагрузок посредством схемотехнических и технологических приемов улучшения равномерности процессов топливоподачи в дизелях сельскохозяйственного назначения.
 
Научную новизну составляют:
- методология и математические модели оценки качества работы системы топливоподачи мобильных энергетических средств с учетом режимов частичных нагрузок;
- система показателей, позволяющих контролировать качество функционирования топливоподающих систем, а также допусковая оценка равномерности топливоподачи;
- схемотехнические решения, реализующие технологические приемы повышения равномерности топливоподачи посредством подпитки линии высокого давления системы топливоподачи и выключением цилиндров двигателя;
- методы оценки контролируемых параметров системы топливоподачи на серийных испытательных и модернизированных стендах контроля и настройки работы топливной аппаратуры;
- алгоритм управления режимами работы двигателя отключением подач топлива.
Новизна предложенных технологических и технических разработок подтверждена положительными решениями на выдачу патентов на изобретения (на предложенный стенд и на электронное регулирование двигателей пропуском подач топлива).
 
 
Практическую ценность работы представляют:
- технологические приемы и схемотехнические решения повышения равномерности процесса топливоподачи дизелей МТА;
- методика оценки неравномерности топливоподачи для многоцилиндровых двигателей;
- усовершенствованный стенд с устройством для измерения неравномерности топливоподачи, работающий в комплексе с ЭВМ и имитирующий реальные условия работы топливной аппаратуры дизелей;
- алгоритмы и программное обеспечение системы контроля и оценки качества работы системы топливоподачи.
Внедрение защищаемых положений позволяет:
- повысить производительность МТА на работах по возделыванию сельскохозяйственных культур;
- существенно снизить расход топлива;
- снизить чувствительность энергетического средства к изменяющимся в процессе эксплуатации параметрам топливоподачи;
- снизить токсичность отработавших газов дизелей;
- обеспечить технологическую надежность дизеля и в целом МТА.
 
4. НЕГОВОРА Андрей Владимирович
 
Тема диссертации: Улучшение  эксплуатационных показателей автотракторных  дизелей совершенствованием конструкции и технологии  диагностирования  топливоподающей системы
Специальность: 05.04.02 –Тепловые двигатели
Научные консультанты: доктор технических  наук, профессор  Николаенко Анатолий Владимирович
доктор технических  наук, профессор  Габитов Ильдар Исмагилович
Дата и место защиты диссертации:  17 декабря 2004 г., Санкт-Петербургский государственный аграрный университет
 
Цель работы: научное обоснование и разработка методов и средств улучшения топливно-экономических и экологических показателей работы автотракторных дизелей путем совершенствования процессов топливоподачи и смесеобразования и их оперативного диагностирования.
 
Научную новизну диссертационной работы составляют:
- концепция улучшения топливно-экономических и экологических показателей автотракторных дизелей, основанная на комплексном подходе к оптимизации смесеобразования, топливоподачи и методологии диагностирования топливоподающей системы в процессе эксплуатации;
- комплекс новых научных и технических решений по совершенствованию конструкций и совместной оптимизации топливоподающей системы и камеры сгорания, при реализации которых обеспечивается улучшение эксплуатационных показателей автотракторных дизелей;
- математическая модель аккумуляторной топливоподающей системы типа Common Rail для расчета и оптимизации ее элементов;
- технология диагностирования топливоподающей системы дизелей, разработанная на основе использования предложенных информационно-измерительных диагностических систем, обеспечивающая повышение достоверности диагноза;
- методики определения межцикловой неравномерности топливоподачи и оценки ее влияния на эксплуатационные показатели работы дизеля, позволяющие обосновать величину допустимой нестабильности подачи топлива от цикла к циклу.
Новизна предложенных технических и технологических разработок подтверждена пятью патентами РФ и четырьмя свидетельствами о регистрации программ для ЭВМ.
 
 
Практическую  ценность работы представляют:
- конструкции электронно-управляемых топливоподающих систем, обеспечивающих повышение эксплуатационных показателей работы дизеля;
- рекомендации по снижению эмиссии твердых частиц и оксидов азота в отработавших газах дизеля Д-120, включающие обоснованные результатами расчетных и экспериментальных исследований предложения по модернизации конструкции топливоподающей системы и формы камеры сгорания;
- разработанные и усовершенствованные современные средства диагностирования и экспериментального исследования процессов топливоподачи с регистрацией и автоматизированной обработкой данных на ЭВМ, выполненные на уровне изобретений и патентов;
- алгоритмы, базы данных и пакеты прикладных программ, доведенные до практического использования, позволяющие обеспечить автоматизацию процессов расчетов и диагностирования ТА;
- рекомендации по допустимым значениям межцикловой неравномерности топливоподачи.
КАНДИДАТСКИЕ ДИССЕРТАЦИИ
 
1.КАЛМЫКОВ Николай Григорьевич
 
 
Тема диссертации: Исследование гидравлической системы трактора
Специальность: 05.410. Механизация  сельскохозяйственного производства
Научные руководители: кандидат технических наук, профессор Ланге Александр Петрович
Дата и место защиты диссертации:  1967г. Башкирский сельскохозяйственный институт
 
Цель исследования: повышение эффективности и надежности работы золотниковых распределителей гидравлических систем тракторов.
 
Научная новизна состоит в:
- теоретическом и экспериментальном исследовании работы гидравлических систем тракторов;
- разработке принципиальной схемы золотникового распределителя для гидравлической системы тракторов;
- исследование процессов, протекающих в гидравлических системах тракторов, рекомендаций по расчету и конструированию золотниковых распределителей.
 
Практическая ценность:
Исследования доказали работоспособность предложенной конструкции с золотникового распределителя для гидравлической системы тракторов.
 
 
2. ЗАКИРОВ Ахметзия Закирович
 
Тема диссертации: Усовершенствование рабочего процесса автотракторных дизелей
Специальность: 05.410. Механизация  сельскохозяйственного производства
Научные руководители: кандидат технических наук, профессор Ланге Александр Петрович
кандидат технических наук, доцент Баширов Радик Минниханович
Дата и место защиты диссертации:  1968г.,Башкирский сельскохозяйственный институт
 
Цель исследования: выявить возможность реализации двухфазной топливоподачи при работе на дизельном топливе.
 
Научная новизна состоит в том, что впервые доказано: в случае подогрева дизельного топлива до парообразного состояния использовать его в качестве зональной порции топлива, вводимой в парообразном состоянии в цилиндр двигателя в процессе его наполнения свежим воздухом.
 
Практическая  ценность: предложена приемлемая для автотракторных дизелей схема системы двухфазной подачи дизельного топлива и методика ее расчета и проектирования.   
 
3.   ТЮР Артур Арнольдович
 
Тема диссертации: Исследование систем двойной подачи топлива дизелей сельскохозяйственных тракторов
Специальность: 05.410. Механизация сельскохозяйственного производства
Научный руководитель: кандидат технических наук, доцент Баширов Радик Минниханович
Дата и место защиты диссертации:  1968г.,Башкирский сельскохозяйственный институт
 
Цель исследования: изучение рабочего процесса аккумулятора малой емкости и, на основе этого, разработка рекомендаций по созданию аккумуляторных систем двойной подачи для тракторных дизелей.
 
Научная новизна состоит в:
- теоретическом и экспериментальном исследовании работы гидравлического аккумулятора малой емкости;
- разработке принципиальной схемы топливоподающей системы двойного впрыска с бесплунжерным гидравлическим аккумулятором малой емкости;
- исследовании потенциальных возможностей систем с гидравлическим аккумулятором малой емкости в отношении управляемости процесса впрыска и закона топливоподачи;
- расчете и конструировании топливоподающих систем с гидравлическими аккумуляторами малой емкости
- рекомендациях по применению двойной подачи топлива в тракторных дизелях.
 
Практическая ценность исследования:
доказали работоспособность предложенной конструкции топливоподающей системы с гидравлическим аккумуляторам малой емкости и возможность при его использовании существенное снижение динамических показателей процесса сгорания.
 
4.  ГАББАСОВ Урал Габбасович
 
Тема диссертации: Исследование корректирующих устройств топливоподающих систем дизелей сельскохозяйственных тракторов
Специальность: 05.410. Механизация сельскохозяйственного производства
Научный руководитель: кандидат технических наук, доцент Баширов Радик Минниханович
Дата и место защиты диссертации:  1970г.,Башкирский сельскохозяйственный институт
 
Цель исследования: изучение рабочего процесса кольцевых клапанов в корректирующих устройствах топливоподающих систем дизелей сельскохозяйственных тракторов.
 
Научная новизна состоит в:
- теоретически и экспериментально обоснованных рекомендациях по конструктивным и технологическим особенностям кольцевых клапанов применительно к топливоподающим системам автотракторных дизелей;
- разработанной методике экспериментального определения оптимальных параметров кольцевых клапанов;
- результатах экспериментальных исследований по применению кольцевых клапанов для корректирования скоростных характеристик и в качестве всасывающих и нагнетательных клапанов топливных насосов низкого давления.
Практическую  ценность  представляют конструкции кольцевых клапанов применительно к топливоподающим системам автотракторных дизелей. 
 
5.   ШАРАФУТДИНОВ Адгам Ганеевич
 
Тема диссертации: Исследование саморегулирующихся топ­ливоподающих систем дизелей сельскохозяйственных тракторов
Специальность: 05.410. Механизация сельскохозяйственного производства
Научный руководитель: кандидат технических наук, доцент Баширов Радик Минниханович
Дата и место защиты диссертации:  1971 г.,Башкирский сельскохозяйственный институт
 
Цель исследования: оценить преимущества и недостатки и определить возможные области применения саморегулирующихся топливоподающих систем, действующих на основе волновых движений в топливопроводе высокого давления.
 
Научная новизна состоит в:
- разработке экспериментальной cистемы топливоподачи, основан­ной на волновых движениях в топливопроводе высокого давления.
- выявлении факторов, влияющих на саморегулируемость топливной системы, а также степени их влияния;
- проведении безмоторных и моторных испытаний экспериментального насоса.
- рекомендациях по разработке саморегулирующихся систем топливоподачи, основанных на волновых явлениях.
 
Практическая  ценность заключается в:
предложенной конструкции саморегулирующегося насоса для одноцилиндровых дизелей тракторного назначения.
 
6.  ГИМАДИЕВ Раис Гильмутдинович
 
Тема диссертации: Исследование клапана кольцевого типа применительно к топливоподающим системам автотракторных дизелей
Специальность: 05.20.01. Механизация  сельскохозяйственного производства
Научный руководитель: кандидат технических наук, доцент Баширов Радик Минниханович
Дата и место защиты диссертации:  1975 г.,Башкирский сельскохозяйственный институт
 
Цель исследования: изучение рабочего процесса кольцевых клапанов и выявление возможности их применения в топливных системах автотракторных дизелей.
 
Научная новизна: впервые теоретически и экспериментально исследованы рабочий процесс кольцевого нагнетательного клапана и влияние его конструктивных особенностей на показатели работы насосов высокого и низкого давлений тракторных дизелей.
 
Практическая  ценность:  исследования показали, что кольцевые клапаны являются вполне работоспособными. Они отличаются простотой технологии изготовления и большой долговечностью работы и позволяют существенно упростить конструкцию топливных насосов.
 
7.   МАХМУТОВ Равиль Якупович
 
Тема диссертации: Исследование топливоподающих систем двойного впрыска на установившихся режимах работы тракторных двигателей
Специальность: 05.20.01. Механизация  сельскохозяйственного производства
Научный руководитель: кандидат технических наук, доцент Баширов Радик Минниханович
Дата и место защиты диссертации:  18 июня 1975г. Башкирский сельскохозяйственный институт
 
Цель исследования: изучение рабочего процесса гидравлического аккумулятора и, на основе этого, разработка рекомендаций по созданию аккумуляторных систем двойной подачи для тракторных дизелей.
 
Научная новизна состоит в:
изучении рабочего процесса гидравлических аккумуляторов, разработке и исследовании аккумуляторного насоса двойной подачи с дозированием отсечкой в конце подачи топлива, допускающего регулирование опережения впрыска и величины предварительной подачи в процессе работы двигателя, предложенной методике экспериментального определения оптимальных параметров двойной подачи, основанной на активном планировании эксперимента.
 
Практическая  ценность:  исследованием доказано, что предложеный аккумуляторный насос обеспечивает качественный двойной впрыск топлива в широком диапазоне нагрузок и частоты вращения и позволяет снизить в 1,8 раза максимальную скорость нарастания давления сгорания и в 1,1 раза максимальное давление сгорания.
  
8.  ЛАНГЕ Виктор Александрович
 
Тема диссертации: Исследование аэрации масла в системах смазки автотракторных дизелей
Специальность: 05.05.03. Колесные и гусеничные машины
Научный руководитель: кандидат технических наук, доцент Баширов Радик Минниханович
Дата и место защиты диссертации:  1975 г., Челябинский институт механизации сельского хозяйства.
 
Цель исследования: повышение эффективности и надежности работы системы смазки автотракторных дизелей.
 
Научная новизна состоит в:
- теоретическом и экспериментальном исследовании работы системы смазки автотракторных дизелей;
- разработке принципиальной схемы масляного насоса системы смазки дизелей, снижающего эффект аэрации масла;
- предложенных на основе исследований процессов, протекающих в системах смазки дизелей, рекомендаций по расчету и конструированию узлов и агрегатов.
Практическая ценность: доказано работоспособность предложенной оригинальной схемы  системы смазки автотракторных дизелей.
 
9.  ФАСХУТДИНОВ Вагиз Закиевич
 
Тема диссертации: Совершенствование встроенных регуляторов скорости топливоподающих систем тракторных дизелей
Специальность: 05.04.02 - тепловые двигатели
Научный руководитель: доктор технических наук, профессор Баширов Радик Минниханович
Дата и место защиты диссертации:  1984 года, Волгоградский политехнический институт
 
Цель исследования: совершенствование конструкции топливоподающих систем тракторных дизелей путем модернизации встроенных регуляторов скорости
 
Научная новизна работы заключается в следующем:
-выявлены, теоретически обоснованы и экспериментально подтверждены данные, характеризующие рабочий процесс встроенных регуляторов скорости нового типа, осуществляющих регулирование подачи топлива;
- разработаны способом повышения стабильности его работа встроенного регулятора скорости;
- разработан и испытан топливный насос высокого давления с встроенным регулятором скорости для многоцилиндрового дизеля;
- выявлено улучшение показателей дизелей при замене центробежного регулятора встроенным регулятором скорости;
-установлена целесообразность применения регулятора исследованного типа на дизелях сельскохозяйственных тракторов
Практическая ценность работы состоит в том, что выявлена и экспериментально подтверждена возможность существенного улучшения технико-экономических показателей дизельных двигателей, работающих на неустановившихся нагрузках.
 
10. ГАБДРАФИКОВ Фаниль Закариевич
 
Тема диссертации: Исследование стабилизации остаточного давления в линии нагнетания системы топливоподачи тракторного дизеля
Специальность: 05.04.02 — Тепловые двигатели
Научный  руководитель: доктор технических наук, профессор Баширов Радик Минниханович
Дата и место защиты диссертации:   29 сентября 1989 г., Уфимский авиационный институт.
 
Цель исследования:  стабилизации остаточного давления в линии нагнетания системы топливоподачи многоцилиндрового двигателя стабильность технико-эконо­ми­ческих показателей тракторных дизелей.
 
Научная новизна:  впервые проведено сравнительное иссле­дование различных методов стабилизации остаточного давления в линии высокого давления и влияний их на технико-эконо­мичес­кие показатели двухцилиндрового тракторного дизеля; показано, что стабилизацией остаточного давления можно не только существенно снизить удельный расход топлива, но и, что не менее важно, повысить эксплуатационную стабильность, всех технико-экономи­ческих показателей работы двигателя и предложены эффективные методы стабилизации и возможные варианты выполнения устройства стабилизации остаточного давления.
 
Практическая ценность: выявлено положительное влияние стабилизации остаточного давления, проявляющееся в стабилизации показателей топливоподачи, повышении коэффициента топливоподачи насоса высокого давления и снижении чувствительности двигателя к изменениям давления затяга и эффективного сечения распылителя и угла опережения впрыска, обуславливает существенное повышение технико-экономических показателей работы двигателя, в частности заметно расширяет диапазон его экономичной работы по скоростному и нагрузочному режимам» и уменьшает минимально-устойчивые частоты вращения холостого хода.
 
11.    ГАБИТОВ Ильдар Исмагилович
 
Тема диссертации: Оценка неравномерности подачи топливных систем тракторных дизелей
Специальность: 05.04.02 — Тепловые двигатели;
05.20.03—Эксплуатация, восстановление и ремонт сельскохозяйственной техники
Научный  руководитель: доктор технических наук, профессор Баширов Радик Минниханович
Дата и место защиты диссертации:  13 апреля 1993 г., Санкт-Петербургский государственный аграрный университет.
 
Цель исследования заключалась в разработке установки и уточнении методики определения неравномерности топливоподачи и исследовании неравномерности подачи современных топливоподающих систем тракторных дизелей. Объектами исследований являлись топливоподающие системы с серийными насосами семейств УТН, НД21, ТН и экспериментальными.
 
Научная новизна работы в том, что впервые:
-доказано, что наиболее объективные данные по неравномерности топливоподачи можно получить при использовании методов оценки, основанных на измерении объема впрыскиваемого топлива;
-выявлено, что для оценки межцикловой неравномерности подачи
достаточно проанализировать 30 последовательных циклов, поддерживая температурный режим в пределах 15...50°С;
-предложена методика определения межсекционной, межцикловой и суммарной неравномерности топливоподачи, основанная на использовании в комплексе с ЭВМ (работающей по заданной прог­рамме) предложенного устройства для определения величин следующих непосредственно друг за другом цикло­вых подач топлива;
-установлены влияющие на межцикловую неравномерность топливоподачи факторы, в частности выявлено, что на номинальном режиме из-за использования механического регулятора неравномерность возрастает на 20 %, а на режимах холостого хода - на 30 %; существенное влияние оказывают скоростной и нагрузочный режимы работы, стабильность остаточного давления в линии наг­нетания, давление подкачки и др.;
-получены новые данные по межцикловой неравномерности подачи современных топливоподающих систем (с насосами семейств УТН, ТН, НД21).
 
Практическая ценность работы - в уточнении методики определения неравномерности топливоподачи, разработке конструкции установки, позволяющей с высокой точностью измерять следующие непосредственно друг за другом цикловые подачи топлива, причем как на заводах топливной аппаратуры, так и в ремонтных предприятиях и в процессе эксплуатации.
Выявленные параметры топливоподающей аппаратуры, влияющие на межцикловую неравномерность топливоподачи, поз­воляют вести целенаправленную работу по дальнейшему совершен­ствованию конструкции и эксплуатации топливоподающих систем.
 
12.   НЕГОВОРА Андрей Владимирович
 
Тема диссертации: Оценка влияния межцикловой неравномерности топливоподачи на технико-экономические показатели одноцилиндрового дизеля
Специальность: 05.20.03—Эксплуатация, восстановление и ремонт сельскохозяйственной техники
Научные  руководители: доктор технических наук, профессор Баширов Радик Минниханович
кандидат технических наук, доцент Габитов Ильдар Исмагилович
Дата и место защиты диссертации:  9 декабря 1997 г., Санкт-Петербургский государственный аграрный университет.
 
Цель исследования: оценить влияние межцикловой неравномерности топливоподачи на технико-экономические показатели дизеля и обосновать ее допустимую величину для одноцилиндрового дизеля.
 
Научная новизна:
- экспериментально-теоретическими исследованиями обоснованы допусковые значения межцикловой неравномерности топливоподачи одноцилиндрового дизеля в зависимости от режимов его работы; установлено, что на номинальном режиме работы дизеля 1Ч 12.5х14 заметное влияние межцикловой неравномерности топливоподачи на технико-экономические показатели работы дизеля начинает проявляться при превышении ее значения 20%;
- предложена методика контроля межцикловой неравномерности топливоподачи, основанная на элементах математической статистики и разработана методика оценки влияния межцикловой неравномерности топливоподачи на технико-экономические показатели работы дизеля;
- разработано устройство для измерения последовательных цикловых подач топлива (патент № 2059870), позволяющее производить контроль межцикловой неравномерности топливоподачи как в условиях эксплуатации, так и в процессе регулировок топливной аппаратуры.
 
Практическая ценность и реализация работы:
полученные результаты могут использоваться в процессе регулировок топливной аппаратуры (на ремонтных предприятиях и заводах топливной аппаратуры), а также при исследованиях, разработке и доводке новых модернизированных вариантов топливоподающих систем.
Предложенные устройство и методики приняты к внедрению Ногинским заводом топливной аппаратуры и используются в научных исследованиях и учебном процессе кафедры “Тракторы и автомобили” БГАУ.

13. ГАФУРОВ Марат Динарович

Тема диссертации: Улучшение характеристик впрыскивания топливоподающей системы тракторного дизеля путем разработки и применения электрогидроуправляемой форсунки
Специальность: 05.04.02 – тепловые двигатели
Научный руководитель: доктор технических наук, профессор Баширов Радик Минниханович
Научный консультант: доктор технических наук, профессор Габитов Ильдар Исмагилович
Дата и место защиты диссертации: 2001 г., Санкт-Петербургский государственный аграрный университет.
Цель исследований: улучшение характеристик впрыскивания топливоподающей системы тракторного дизеля путем разработки и применения электрогидроуправяемой форсунки.
Научная новизна заключается в:
- разработанной математической модели процесса топливоподачи, раскрывающей взаимосвязь конструктивных параметров предлагаемой форсунки, режимов ее работы и характеристик впрыска;
- улучшении характеристик впрыскивания на основе многофакторного управления параметрами топливоподачи: цикловой подачей (0, 16…100 мм3/цикл и более), углом опережения впрыскивания (момент начала впрыскивания зависит от момента подачи тока на электромагнит форсунки) давлениями впрыска (20…60 МПа) в широком диапазоне скоростных (0…2200 мин-1) режимов работы дизеля;
- полученных численными исследованиями и экспериментально подтвержденных зависимостях давления впрыскивания, цикловой подачи, продолжительности впрыскивания от конструктивных и регулировочных параметров предложенной форсунки;
- предложенной конструкции электрогидроуправляемой форсунки аккумуляторной системы топливоподачи, отличающейся наличием управляющего клапана, обеспечивающего уменьшение расхода топлива на управление.
Практическая ценностьзаключается в том, что предложенные математическая модель, программа расчета параметров электрогидроуправляемой форсунки и полученные в результате численных и экспериментальных исследований данные и зависимости могут применяться при конструировании и проектировании элекртрогидроуправляемых форсунок аккумуляторных топливоподающих систем.
14. КОСТАРЕВ Константин Васильевич
Тема диссертации: Разработка дизельных топливоподающих систем, допускающих электронное управление топливоподачей
Специальность: 05.04.02 – тепловые двигатели
Научный руководитель: доктор технических наук, профессор Баширов Радик Минниханович
Дата и место защиты диссертации: 2001 г., Санкт-Петербургский государственный аграрный университет
Цель исследований: разработка систем топливоподачи, допускающих электронное управление цикловой подачей и углом опережения впрыскивания.
Научная новизна:
- предложена конструкция топливоподающей системы непосред-
ственного действия, допускающая электромагнитное управление
цикловой подачей и углом опережения впрыска;
- разработана математическая модель процесса топливоподачи этой системы, позволяющая установить взаимосвязь между параметрами топливоподачи и конструктивными параметрами системы;
- испытаниями выявлено, что система позволяет управлять цикловой подачей в пределах от 0...200 мм'/цикл и углом опережения впрыскивания от 0...10 град.п.к.в.;
- численными исследованиями установлены и экспериментально подтверждены основные принципы конструирования системы подачи топлива рассматриваемого типа.
Практическая ценность заключается в том, что предложенные конструкция, математическая модель и программа расчета параметров и полученные в результате численных и экспериментальных исследований данные и зависимости могут применяться при конструировании и проектировании перспективных топливных систем с электронным управлением процесса топливоподачи.
15. НИГМАТУЛЛИН Шамиль Файзрахманович
Тема диссертации: Совершенствование методов и средств диагностирования топливной аппаратуры автотракторных и комбайновых дизелей
Специальность: 05.20.03 – технологии и средства технического обслуживания в сельском хозяйстве
Научный руководитель: доктор технических наук, профессор Габитов Ильдар Исмагилович
Научный консультант: кандидат технических наук, доцент Неговора Андрей Владимирович
Дата и место защиты диссертации: 10 декабря 2002г., Санкт-Петербургский государственный аграрный университет
Цель диссертации: совершенствование методов и средств диагностирования топливной аппаратуры автотракторных и комбайновых дизелей на основе применения микропроцессорных средств и систем.
Научная новизна:
- разработана модель функционирования и комплексная методика диагностирования ТА по допусковым отклонениям;
- обоснована целесообразность использования оценочных параметров, полученных из зависимостей давления топлива от угла поворота кулачкового вала в линиях низкого и высокого давления, для гарантированного распознавания 15 основных неисправностей топливоподающих систем непосредственного действия;
- разработаны технологии диагностирования ТПС автотракторных и комбайновых дизелей с использованием предложенного информационно-измерительного диагностического комплекса.
Практическую ценность диссертации представляют:
- разработанный информационно-измерительный диагностический комплекс для диагностирования топливной аппаратуры автотракторных дизелей;
- разработанные и усовершенствованные современные средства диагностирования и экспериментального исследования процессов топливоподачи с регистрацией и автоматизированной обработкой данных с применением ЭВМ;
- алгоритмы, базы данных и пакеты прикладных программ, позволяющие обеспечить автоматизацию процессов определения параметров топливоподачи и диагностирования.
16. ДИНИСЛАМОВ Марат Гилимханович
Тема диссертации: Разработка для тракторных дизелей аккумуляторной системы топливоподачи с малоэнергоемким приводом насоса высокого давления
Специальность: 05.04.02 - тепловые двигатели
Научный руководитель: доктор технических наук, профессор Баширов Радик Минниханович
Научный консультант: доктор технических наук, профессор Габитов Ильдар Исмагилович
Дата и место защиты диссертации: 26 декабря 2002 г., Санкт-Петербургский государственный аграрный университет
Цель исследований: совершенствование аккумуляторной системы топливоподачи с электрогидроуправляемой форсункой в направлении снижения затрат энергии на привод её насоса высокого давления.
Научная новизна заключается в:
- предложенной конструкции электрогидроуправляемой форсунки, отличающейся исполнением управляющего клапана, существенно снижающего расход топлива на управление топливоподачей и, на этой основе, создающей реальные предпосылки для сниже­ния затрат энергии на привод насоса высокого давления;
- разработанной математической модели участка управления топливоподающей системы (оборудованной предложенной форсункой), раскрывающей взаимосвязь ее конструктивных параметров с затратами топлива на управление подачей;
- полученных численными исследованиями (с использованием разработанной математической модели) и экспериментально подтвержденными зависимостями расхода топлива на управление от конструктивных и регулировочных параметров элементов системы с предложенной форсункой;
- выяснении потенциальных возможностей разработанной системы в улучшении показателей работы тракторных дизелей.
Практическая значимость заключается в том, что предложенные конструкция форсунки, математическая модель участка управления и полученные в результате численных и экспериментальных исследований данные и зависимости могут применяться при конструировании и проектировании аккумуляторных топливоподающих систем с электрогидроуправляемыми форсунками.
17. ГАЛИУЛЛИН Рустам Рифович
Тема диссертации: Разработка для тракторных дизелей топливоподающих систем непосредственного действия с электронно-управляемым впрыском
Специальность: 05.04.02 - тепловые двигатели
Научный руководитель: доктор технических наук, профессор Баширов Радик Минниханович
Дата и место защиты диссертации: 26 декабря 2002 г., Санкт-Петербургский государственный аграрный университет
Цель исследований: совершенствование топливоподающих систем непосредственного действия в направлении повышения управляемости параметров, характеризующих процесс их топливоподачи, в частности величины и опережения подачи и давления впрыска.
Научная новизна:
- разработана принципиально новая электронно-управляемая система топливоподачи с гидрозапорной форсункой, наиболее полно соответствующая условиям работы тракторных дизелей;
- теоретическими и экспериментальными исследованиями предложенной системы установлена взаимосвязь между ее конструктивными параметрами и показателями процесса топливоподачи;
- выявлено, что предложенная система допускает раздельное гибкое управление цикловой подачей, углом опережения и давлением впрыскивания топлива в широком диапазоне скоростных и нагрузочных режимов работы дизеля;
- доказано, что реализация потенциальных возможностей предложенной системы позволяет снизить на 5% и более удельный расход топлива тракторных дизелей, на 6,5% - минимально устойчивые обороты холостого хода двигателя и открывает широкие перспективы для снижения жесткости процесса сгорания и токсичности их отработавших газов, а также упрощения конструкции топливоподающей аппаратуры и снижения ее металлоемкости.
Практическая значимость работы:
- предложенная система создает реальные предпосылки для упрощения конструкции и металлоемкости насоса высокого давления (за счет использования гладкого плунжера, применения непрецизионного нагнетательного клапана, исключения механического регулятора) и гибкого независимого регулирования цикловой подачи, опережения и давления впрыска топлива в широких диапазонах (допускает управление цикловой подачей в пределах от 0, 26 до 150 мм3/цикл, изменение угла опережения впрыскивания до 10 град.п.к.в. и регулирование максимального давления впрыскивания до 65 МПа).
18. АБЛЕЕВ Рим Шагитович
Тема диссертации: Совершенствование системы технического сервиса топливной аппаратуры машинно-тракторного парка МТС
Специальность: 05.20.03 – технологии и средства технического обслуживания в сельском хозяйстве
Научный руководитель: доктор технических наук, профессор Габитов Ильдар Исмагилович
Научный консультант: кандидат технических наук, доцент Неговора Андрей Владимирович
Дата и место защиты диссертации: 19 декабря 2003 г., Санкт-Петербургский государственный аграрный университет
Цель исследования: разработка технологий и методов технического сервиса топливной аппаратуры в предприятиях ремонтно-обслуживающей базы МТП.
Научная новизна состоит в:
- имитационной модели оптимизации уровня фонда запасных агрегатов топливной аппаратуры при МТС;
- усовершенствованной методике расчета экономических потерь от простоя мобильной сельскохозяйственной техники МТП с учетом особенностей функционирования МТС;
- схемотехнических решениях системы технического обслуживания и ремонта топливной аппаратуры отечественной и зарубежной техники МТС с учетом возможной замены полнокомплектных узлов;
- использовании информационных технологий для управления техническим состоянием ТА при ее техническом сервисе.
Практическую ценность представляют технологии и методы технического сервиса современной и перспективной топливной аппаратуры дизелей МТП МТС в РБ.
19. ИНСАФУДДИНОВ Самат Зайтунович
Тема диссертации: Совершенствование методики оценки неравномерности подачи топливных систем тракторных дизелей
Специальность: 05.20.03- технологии и средства технического обслуживания в сельском хозяйстве
Научный руководитель: доктор технических наук, профессор Баширов Радик Минниханович
Дата и место защиты диссертации: 04 февраля 2005 г., Санкт-Петербургский государственный аграрный университет
Цель исследований: уточнение методики и совершенствование устройства для оценки неравномерности подачи топливных систем тракторных дизелей.
Научная новизна заключается в том, что:
- усовершенствована методика определения межсекционной, межцикловой и суммарной неравномерностей величины подачи и опережения, давления и продолжительности впрыска топлива;
- впервые получены закономерности изменения неравномерности топливоподачи, определенные при впрысках в среду без противодавления и с противодавлением, меняющимся аналогично давлению газов в цилиндре двигателя;
- доказано что противодавление впрыскиванию существенно снижает равномерность топливоподачи при работе на основных режимах работы двигателя;
- предложено оригинальное устройство для испытаний и регулировок топливных систем дизелей, позволяющее создавать необходимое противодавление впрыску и определять межсекционную, межцикловую и общую неравномерность не только величины подачи, но и давления, опережения и продолжительности впрыска и фиксировать основную часть закона топливоподачи;
- получены обширные экспериментальные данные по межсекционной, межцикловой и общей неравномерности топливоподачи современных систем отечественного и зарубежного производств.
Практическая ценность: полученные результаты могут использоваться в процессах как регулировок (на заводах топливной аппаратуры и ремонтных цехах предприятий), так и исследований топливной аппаратуры.
20. ГАББАСОВ Айнур Галеевич
Тема диссертации: Улучшение показателей тракторного дизеля совершенствованием топливоподачи и смесеобразования
Специальность: 05.04.02 –Тепловые двигатели
Научный руководитель: доктор технических наук, профессор Габитов Ильдар Исмагилович
Дата и место защиты диссертации: 26 декабря 2005 г., Санкт-Петербургский государственный аграрный университет
Цель исследований: Улучшение показателей тракторного дизеля совершенствованием процессов топливоподачи и смесеобразования путем комплексной модернизации электрогидроуправляемой форсунки аккумуляторной топливной системы и камеры сгорания.
Научная новизна:
- установленная для безнаддувного тракторного дизеля взаимосвязь параметров топливоподачи и камеры сгорания, позволяющая определить комплекс технических решений по совершенствованию конст­рукции топливоподающей системы и камеры сгорания, реализация которых обеспечивает снижение выбросов вредных веществ и удельного расхода топлива;
- электрогидроуправляемая форсунка, обеспечивающая повышенную межцикловую стабильность топливоподачи;
- электронный блок управления, позволяющий уменьшить время срабатывания управляемого узла ЭГФ.
Практическую значимость работы представляют рекомендации по снижению удельного расхода топлива, эмиссии твердых частиц и оксидов азота в отработавших газах дизеля Д-120, включающие обоснованные результатами расчетных и экспериментальных исследований предложения по модернизации ЭГФ и ЭБУ аккумуляторной топливоподающей системы и ω -образной формы камеры сгорания.
21. ИЛЬИН Владимир Александрович
Тема диссертации: Повышение эффективности технического сервиса топливной аппаратуры автотракторных и комбайновых дизелей
Специальность: 05.20.03 – Технологии и средства технического обслуживания в сельском хозяйстве
Научный руководитель: доктор технических наук, профессор Габитов Ильдар Исмагилович
Дата и место защиты диссертации: 14 декабря 2006 г., Санкт-Петербургский государственный аграрный университет
Цель исследования: повышение эффективности технического сервиса топливной аппаратуры автотракторных и комбайновых дизелей совершенствованием средств и технологий технического обслуживания.
Научную новизну работы составляют:
- математическая модель для определения угла опережения впрыскивания топлива встроенного гидравлического автомата опережения впрыска топлива по величине давления в полости низкого давления в насосах типа VE;
- технология диагностирования качества функционирования гидравлического АОВТ ТНВД с использованием разработанного устройства для диагностирования;
- технология регулирования широкого спектра топливных насосов автотракторных и комбайновых дизелей, позволяющая существенно уменьшить необходимое количество оснастки и стендовых эталонов, снизить трудоемкость и себестоимость регулировочно-настроечных работ.
Практическая значимость: устройство и технология диагностирования качества функционирования встроенного гидравлического автомата опережения впрыскивания топлива, усовершенствованная конструкция универсальной стендовой форсунки и предложенная технология регулирования топливных насосов могут использоваться при регулировании ТНВД.